Коррекционно-развивающая работа 23.10.2014

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на работу с детьми испытывающими трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, учителям. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена  на работу с детьми  испытывающими трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, учителям. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

В работе учителя-дефектолога можно  выделить следующие принципы

1) единство диагностики, коррекции и развития  потенциальных возможностей ребенка.

2) дифференцированный подход к работе  по преодолению школьных трудностей учащихся, выделение приоритетных направлений

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, «зоны ближайшего развития».

 Коррекционно-развивающие упражнения  с одной стороны доступны для выполнения учащимися, а с другой – активизируют потенциальные возможности ребенка, при необходимости ребенку предоставляется помощь в выполнении задания.

4) осуществление взаимодействия специалистов - психолога, дефектолога, логопеда.

Согласование суммарной нагрузки на учащегося при  работе с несколькими специалистами.

5) организация динамического наблюдения за развитием учащегося (обследование в начале, середине, конце учебного года).

      Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение  таких задач как:

  • выявление  учебных трудностей ребенка;
  • составление индивидуальных перспективных планов работы
  • отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;
  • проведение индивидуальных  занятий, обеспечивающих усвоение программного материала,

перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности. Опытный дефектолог способен:

  •  быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий;
  •  работать с дошкольниками и школьниками по любой программе, успешно организуя учебное пространство;
  •  учить читать и писать нетрадиционными методами;
  •  сформировать четкое произношение и корректировать дефектное;
  •  проводить интенсивные занятия, направленные на комплексное устранение проблем сенсорики;
  •  работать с разными возрастными категориями по индивидуальной программе.
  •  

 Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.

     Миф первый — дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. А это далеко не так. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

     Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

  •