Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на работу с детьми испытывающими трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, учителям. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.
В работе учителя-дефектолога можно выделить следующие принципы
1) единство диагностики, коррекции и развития потенциальных возможностей ребенка.
2) дифференцированный подход к работе по преодолению школьных трудностей учащихся, выделение приоритетных направлений
3) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, «зоны ближайшего развития».
Коррекционно-развивающие упражнения с одной стороны доступны для выполнения учащимися, а с другой – активизируют потенциальные возможности ребенка, при необходимости ребенку предоставляется помощь в выполнении задания.
4) осуществление взаимодействия специалистов - психолога, дефектолога, логопеда.
Согласование суммарной нагрузки на учащегося при работе с несколькими специалистами.
5) организация динамического наблюдения за развитием учащегося (обследование в начале, середине, конце учебного года).
Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение таких задач как:
перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности. Опытный дефектолог способен:
Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.
Миф первый — дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. А это далеко не так. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.
Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.